Lots of love, Lily
Расскажу, почему я решилась в свое время попробовать уходовую косметику из сетевого магазина.

Ну, для начала - что такое "сетевой магазин"? Они сейчас все сетевые: что Подружка, что ИльДеБотэ, что Летуали и ОКеи с Лентами: сеть сейчас - самый доходный вариант. И алкомаркеты все сейчас сетевые, и продуктовые, и одежда - сети сейчас везде, держать индивидуальную точку не особенно выгодно, если только ты не гений маркетинга. Рестораны, магазины всех типов - это все сети, открывают их по франшизе и развивают самостоятельно. В сетевом магазине владелец не имеет права устанавливать свою цену за продукт: только рекомендованную головной компанией и производителем продукта, поэтому в том же Макдаке везде цена одинаковая, где бы тот Макдак ни находился. Равно как и во всей сети Иль де Ботэ или аптечной сети стоимость продуктов конкретной фирмы будет фиксированная.
Где ищется разница? В магазине другой сети: там она может быть ниже или выше, или акция, или скидки. Разница также может быть в интернет-магазине: потому что для реализации через интернет не требуется поставить продукт на полку в реальном магазине, где будет наценка за аренду полки, рекламу товара и прочее.

Сетевые магазины бывают двух типов: открытого и закрытого. "Закрытый" тип - вся различие его от открытого только в способе реализации продукции: как правило, для покупок в магазине закрытого типа требуется регистрация: это автоматически присоединяет клиента к системе и фиксирует, как постоянного покупателя, и таким образом решается вопрос с конкуренцией (частично, потому что никто не запрещает быть клиентов других магазинов).
Для чего это делается: как правило, клиенту магазина закрытого типа полагаются бонусы от компании: скидки, кэшбек, акции, программы по возврату средств, которые делают клиента постоянным: создаются выгодные условия для покупок именно у этой компании, и клиент остается на постоянной основе. Магазин же открытого типа постоянно борется за клиента, потому что - ну вот стоят рядом два магазина: Окей и Лента. Вы ходите и туда, и туда. И вот в Ленте скидки на какой-то продукт, который вам интересен. Вы его раньше брали в ОКее, а сейчас в Ленте выгоднее. Вы идете в Ленту, а ОКей остается без прибыли конкретно от вас.

Поэтому открытые крупные супермаркеты ставят на полки одни и те же товары, заключая разные договора с одними и теми же компаниями, организуют продуктам рекламные акции, организуют скидки и реализуют через это товар, отбивая стоимость аренды полки, рекламу и прочее.
Как правило, супермаркеты ставят на полки товары не самого высокого качества: такие товары не выдерживают конкуренции, либо не реализуются, это невыгодно магазину и ведет к убыткам. Также у товара есть срок годности, и поэтому магазинам приходится идти на просчитанные убытки, организуя акции по реализации товара (это ваши любимые скидки), либо акции к праздникам, где цена на продукт немного снижается, все равно сохраняя себестоимость товара, затраты на рекламу, оплату целого ряда опций, таких как аренда помещения и все, что с ней связано, бухгалтерия и логистика, аренда полки, отчисления производителю и так далее.

Магазины закрытого типа работают по двум схемам:
1. Ставят на полки товар известных марок, но так как сети, как правило, небольшие, не платят такую огромную аренду полки, либо вообще реализуют товар через интернет, и потому стоимость его - ниже, чем в открытом супермаркете.
2. Реализуют товар собственного производства, либо произведенный по заказу специально для компании. Если при этом компания не оплачивает рекламу широкого профиля для товара (телевидение, билборды, акции и так далее), то стоимость товара стремится к сочетанию "себестоимость + упаковка + логистика + доход дистрибьютерам", и вот такое предложение более честное, нежели предложение открытых супермаркетов, аптечных и гастрономических сетей.

Я недавно обещала написать о том, почему "сетевой продукт" - не обязательно ровно "говно".
Дело в том, что все очень просто, надо просто знать и понимать, какими бывают способы реализации товара.
Их два: прямые продажи и непрямые продажи. С прямыми продажами работают компании и магазины закрытого типа, с непрямыми - открытого. Примеры: непрямая продажа - ОКей, прямая - Орифлейм. Непрямая: Ив Роше, прямая - НЛ. И так далее.

Супермаркет открытого типа работает по следующей схеме:
- он берет в реализацию продукт компаний, которые вкладывают в производство низкую себестоимость, но тратят около 60% на рекламу товара. Логистика и прочее доставочно-произсодственное - оно есть у всех, это не считаем. Качество товара при этом чаще всего не очень высокое: это - так называемый "масс". Если магазин берет в реализацию товары категории "люкс" (пример: продукция Шанель в Иль де Ботэ), то к наценке за рекламу будет еще и наценка за имя, грубо говоря + таможенные пошлины и целый ряд прочего.

Из чего складывается стоимость товара в супермаркете: покажу на примере товара за 100 руб (ну, крем, к примеру, или зубная паста, или гель для душа):
- 60% реклама
- до 10% за производство и упаковку
- все остальное - логистика, полка, помещение, зарплата целому ряду работников. При этом ЗП необходимо обеспечивать в фиксированном эквиваленте, то есть компания - владелец магазина в любом случае, любыми способами должен создавать товарооборот, позволяющий стабильно держать его в тех рамках, которые обеспечат выплаты сотрудникам в _фиксированном эквиваленте_. Проще говоря, вариант "магазин заработал в этом месяце меньше, чем в прошлом, и потому вы получите меньше" - невозможен: когда речь идет о _зарплате_, а не о _доходе_, ЗП всегда - фиксированная. Потому борьба за конкуренцию очень высокая, борьба за клиента - совсем ад, вложения на рекламу могут быть выше, все организованные для привлечения клиента скидки создаются на накрутке стоимости товара.

читать дальше